Яренский краеведческий музей

Иконы из фондов Яренского музея

Краеведческий музей в селе Яренск является одним из самых старых в Архангельской области. Он был основан еще в 1905 году и имеет 110-летнюю историю собирания и хранения исторических и художественных ценностей Вычегодского края. Музей обладает уникальной коллекцией иконописи, которая представляет собой богатейшую культуру Русского Севера XVII – нач. XX вв. Музейное собрание насчитывает более ста икон разного времени, авторов, направлений и стилей письма. К сожалению, сведений о том, в какое время поступило большинство икон в музейную коллекцию, не сохранилось. Но, вероятно, иконы привозились в музей в 1930-е годы, когда советская власть активно разрушала церкви, и поступали в результате экспедиций по заброшенным церквям Ленского района в 1960 - 70-е годы. Часть икон приобреталась у местных жителей Яренска и окружающих сел. Некоторые владельцы сами приносили их в дар музею.

История иконописи в Перми Вычегодской начинается со времени её христианизации в конце XIV века. Первым иконописцем зырянского края называют уроженца Великого Устюга, основателя Пермской епархии, святителя Вычегодского края, Стефана Пермского, который написал иконы для возведенных им храмов. Как указано в «Вычегодско - Вымской летописи», на Еренском городке церкви и монастыри он начал строить в 1384 году. В XIV веке иконопись Вычегодского края стоилась на основе традиций новгородской, московской и ростовской школ. Становление традиций северной иконописи восходит к концу XV-XVI векам. Поскольку церквей на Севере тогда строилось мало, то большого спроса на иконы не было. Храмы преимущественно украшались иконами, поступившими из других регионов. Привозные иконы служили провинциальным мастерам образцами для подражания, но наряду с определенной мерой зависимости от образца, присутствовали и самобытные черты. К началу XVII века из территорий Сысольской, Удорской, Вымской, Вычегодской, Ужгинской и Верхневычегодский волостей и волости Глотова Слободка формируется Яренский уезд, и Яренск становится административным, торговым и культурным центром. По мере освоения новых территорий возрастает количество вновь построенных храмов и, соответственно, количество икон, написанных для них.

Древние иконы XVII века в музейном собрании немногочисленны. К ним относятся, в первую очередь, такие шедевры, как «Богоматерь на престоле с предстоящими и припадающими» с надписью на окладе «1773 годъ СРВЧ» и рубашке с золотным шитьем (кон.XVI – нач. XVII вв.) и «Николай Чудотворец» с ковчегом. Так же к древним раритетам относятся: «Вознесение» в окладе с ковчегом, «Неизвестный святой и Кирилл Александрийский», выполненная на кипарисе; и «Иоанн Предтеча – Ангел Пустыни» - настоящее чудо древнерусской живописи.

В первой трети XVIII века в Яренске работал профессиональный иконописец Иван Дьяков. Гордость музейного собрания составляют несколько уникальных подписных произведений этого мастера. Это «Богоматерь Боголюбская с предстоящим Нилом Столбенским» (1732 г.) и «Богоматерь О Всепетая Мати» (1733 г.), о чем свидетельствуют подписи на этих иконах. Подпись на иконе «Богоматерь Боголюбская»: «СИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ БОГОЛЮБСКИЯ НАПИСАН В ЯРИНСКЕ ПО ОБЕЩАНИЮ ВОЕВОДЫ СТЕФАНА МАТФИЕВИЧА БЕРДЯЕВА, В ЛЕТО ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА СЛОВА 1732 ГОДУ МЕСЯЦА ОКТОВРИЯ. ПИСАЛ ИЗУГРАФ ИВАН ДЬЯКОВ». Подпись на иконе «О Всепетая Мати»: «СИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ОВСЕПЕТЫЯ МАТИ НАПИСАН ВОГРАДЕ В ЯРЕНСКУ ПО ОБЕЩАНИЮ ВОЕВОДЫ СТЕФАНА МАТФИЕВИЧА БЕРДЯЕВА В ЛЕТО ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА СЛОВА 1733 ГОДУ МЕСЯЦА МАЙА. ПИСАЛ ИЗУГРАФ ИВАН ДЬЯКОВ». В их написании Дьяков использовал образцы украинской печатной графики. Для его письма характерны своеобразные изображения ликов, позема и облаков, преобладание оливковых и розовых тонов. Возможно, еще ряд икон местного ряда («Богоматерь Тихвинская» (XVIII в.), «Спас Вседержитель» (1717 г.) и «Благовещение Пресвятой Богородицы» (XVIII в.) принадлежит его кисти, а так же правая створка царских врат из неизвестной церкви. На нижнем поле иконы «Спас Вседержитель» имеется надпись: «НАПИСАНА СИЯ СВЯТЫЯ ИКОНА ВО ГРАДЕ ЯРИНСКЕ ПО ОБЕЩАНИЮ КАМЕНДАНТА ИВАНА ИВАНОВИЧА ТРОХНИОТОВА В ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ ЛЕТА ОТ СОЗДАНИЯ МИРА 7226 ГОДУ И ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА СЛОВА 1717 ГОДУ НОЯБРЯ …ДНЬ».

Еще одна подписная икона конца XVIII в. «Святые Прокопий и Иоанн Устюжские Чудотворцы», имеет в правой нижней части подпись иконописца: «П: Яковъ Крюковъ». Но, к сожалению, никаких сведений об этом мастере не сохранилось.

На иконе «Собор всех святых» (кон. XVIII в.) сохранилась надпись с датировкой и местом написания: «Писана в В.Устюге в 1783 году радением ЛА», но нет никаких данных о самом авторе.

В середине XVIII века (1745-65 гг.) в Яренске был построен каменный Спасо-Преображенский собор с пятиярусным иконостасом, украшенным позолоченной барочной резьбой. В 1930-м году, при переезде в здание Спасо - Преображенского собора, музей становится обладателем этого уникального шедевра с 37 иконами XVIII-XIX вв. Иконостас состоит из пяти ярусов: местного (с изображениями Спаса Вседержителя, Богоматери Тихвинской, Архидьяконов Стефана и Лаврентия, сошествия Иисуса Христа во ад и Благовещения), праздничного (с иконами, посвященными двунадесятым церковным праздникам), апостольского (с иконой «Царь Славы» в центре, с архангелами и апостолами слева и справа от неё), деисусного (с изображением Коронования Пресвятой Богородицы, архангелов и апостолов), и пятого ряда, в центре которого находится икона «Бог Саваоф». Царские врата выполнены в технике сквозной золоченой резьбы, с изображением в центре Благовещения, а по углам – четырех евангелистов: Марка, Луки, Матфея и Иоанна. Почти все иконы подогнаны под иконостас, имеют разнообразные формы – от круглых, до вырезанных в виде двух наверший с закруглениями в нижней части.

На пономарских дверях находится подписная икона «Архидъякон Стефан» (1873 г.), принадлежащая кисти иконописцев из Великого Устюга, отца и сына Крыловских: Ивана Прокофьевича и Зосимы Ивановича. Ими же, очевидно, были написаны иконы: «Архидьякон Лаврентий», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Вознесение Господне», «Тайная вечеря», «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне» и «Святая Троица». Иконы изготовлены из сосновой доски, с двумя врезными шпонками, и имеют одинаковую технику: красно-коричневый грунт, масло, золочение.

Одним из отличительных свойств Яренского собрания является преобладающее разнообразие образов святых - людей, еще при жизни угодивших Господу своими поступками, твердостью в вере и делами, прославляющими Всевышнего. В первую очередь, это святитель Вычегодского края, Стефан Пермский, изображенный на иконе «Спас с припадающими» (XVIII век). Не менее почитаемы и усть-вымские святители, епископы Пермские: Герасим, Питирим и Иона, а так же образы святых Русского Севера, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святых праведных Артемия Веркольского, Прокопия и Иоанна Устюжских (иконы: «Избранные святые Усть-Вымские чудотворцы Герасим, Питирим и Иона, Прокопий и Иоанн Устюжские чудотворцы и св. Григорий папа Римский», нач. XIX в.. «Святой Алексий человек божий и Артемий Веркольский», XVIII в., «Преподобные Зосима, Савватий и Антип», XVIII в.). Встречаются на иконах музейной коллекции изображения святителей Николая Чудотворца, Кирилла Александрийского и Петра митрополита Московского, 12 – ти святых апостолов и Иоанна Богослова, священномученников Антипы Пергамского, Параскевы Пятницы, целителя Пантелеймона, Клеоника, Иулитты и Кирика, святого архангела Михаила, преподобных Сергия Радонежского, Онуфрия, Петра Афонского, Геннадия Костромского и Нила Столбенского, праведной Мариамны и святого благоверного князя Александра Невского.

Не менее разнообразны и Богородичные образы. Среди них — «Богоматерь Тихвинская» (XVIII в.), «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Одигитрия» (XIX в.), «О Всепетая Мати» (1733 г.), «Всех Скорбящих Радосте» (нач. XVIII в.), «Богоматерь Мария», «Богоматерь - Споручица грешных» (кон. XIX-нач.XX вв.), «Богоматерь Утоли моя печали» (втор. полов. XVIII – нач. XIX вв.). И, конечно, самая уникальная икона «Похвала Богоматери, с Акафистом» (XVIII век).

Музейная коллекция икон имеет большое историко-культурное, художественное и научно-просветительское значение. Многие иконы еще не изучены до конца, не определены авторы, точные даты и места их написания, направления и стили письма. Часть коллекции нуждается в срочной реставрации. Поэтому, в ближайшем будущем, цель работников музея - изучить более подробно памятники искусства, а так же спасти их от разрушения, сохранить, и подарить их красоту людям.

Е.Б.Головушкина. Литература: 1. Н.Е.Плаксина. Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII – начало XX века). Сыктывкар, 2010. С.20, 24, 62-63, 76-78. 2. Т.М.Кольцова. Иконы XIV – начала XX века. Архангельск, 2013. С.6 – 7.



Назад